Специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников. Такая формулировка содержится в статье 3 Федерального закона от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда".
Специальная оценка условий труда
По результатам идентификации в МБОУ Инзенская НШ не выявлены вредные и опасные производственные факторы или условия труда.
По результатам исследований и измерений вредных и опасных производственных факторов условия на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми и соответствуют государственным нормативным требованиям охраны труда.
С 1 января 2014 г. вступили в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ) и Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”». Данные законодательные акты упростили аттестационные проверки рабочих мест и узаконили новый вид проведения оценивания среды деятельности педработников – специальную оценку условий труда в образовательных организациях.
Специальная оценка условий труда: содержание понятий
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона № 426-ФЗ специальная оценка условий труда является утвержденным комплексом стандартных мероприятий, направленных на идентификацию вредных (опасных) производственных факторов, определение уровня их воздействия на состояние здоровья и работоспособность педработников, назначение мер (использования средств коллективной и индивидуальной защиты), позволяющих снизить факторы риска. Госэкспертиза условий труда проводится с учетом стандартных значений показателей, указанных в нормативных актах. Проведение данного вида проверки применяется для образовательных учреждений любой формы управления и типа финансирования. Но в ч. 3 ст. 3 Закона № 426-ФЗ содержится перечень категорий работников, применение к которым данных норм считается нецелесообразным. Итак, исключение составляют: надомные работники; сотрудники, работающие на дистанционной основе; педработники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Вредный производственный фактор – перечень показателей, выявленных в ходе проверки рабочего места, совокупность которых может привести к развитию заболеваний у педработника. Опасный производственный фактор – совокупность показателей, несущих для сотрудника ОО высокий риск производственного травматизма. В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона № 426-ФЗ новый регламент тестирования условий труда проводится согласно рекомендациям, полученным членами экспертной комиссии от представителей федеральных органов исполнительной власти. В настоящее время в качестве руководства актуальна Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н (далее – Приказ № 33н).
Плановая СОУТ на рабочем месте проводится не реже одного раза в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня внесения сведений о результатах проведения СОУТ в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения СОУТ (далее – ФГИС СОУТ) (ч.4 ст. 8 Закона № 426-ФЗ).